История искусства Рим

Начертательная геометрия
Фронтально проецирующая плоскость
Фронтальная плоскость уровня
Фронталь плоскости
Прямая, параллельная плоскости
Взаимная параллельность плоскостей
Примеры изображения плоскостей общего и частного положения
Задание поверхности на комплексном чертеже
Определитель поверхности
Алгоритм конструирования поверхности
Развертывающиеся поверхности
Комплексный чертеж призматической поверхности
Задание кривых линейчатых поверхностей
Задание цилиндрической поверхности общего вида на комплексном чертеже
Неразвертывающиеся линейчатые поверхности с двумя направляющими
Алгоритм построения цилиндроида
Коноид
Поверхности вращения
Поверхности вращения второго порядка
Сфера образуется вращением окружности
Эллипсоид вращения
Гиперболоид вращения
Тор- поверхность вращения 4 порядка
Сконструировать поверхность: тор-кольцо
Винтовые поверхности
Решение позиционных и метрических задач
Позиционные задачи
Решение главных позиционных задач
Конические сечения
Построить линию пересечения сферы
Метрические задачи.
Построение плоскости, касательной к поверхности
Задачи на определение расстояний между геометрическими фигурами
Преобразование комплексного чертежа
Плоский чертёж
Третья основная задача преобразования комплексного чертежа
Решение четырех основных задач преобразованием комплексного чертежа
Плоскость общего положения поставить в положение проецирующей
Решение позиционных задач с помощью преобразования комплексного чертежа
Технические чертежи

Изображения на технических чертежах

Разрезы
Классификация разрезов
Соединение части вида и части разреза
Сечения
Выносные элементы
По наглядному изображению построить три вида детали и выполнить необходимые разрезы.
Построить три вида детали и выполнить необходимые разрезы
Сфера
Аксонометрия
Изометрия окружности
Прямоугольная диметрия
Сети, компьютеры
Локальные и глобальные
компьютерные сети
Методы маршрутизации
Построение сети
Технология Ethernet
Технология мобильных сетей
Адресация в IP-сетях
Вычислительные сети
Адресация в сетях
Топология сети
Глобальная компьютерная сеть Интернет
Электронная почта
Адрес E-mail
Поиск информации в Интернет
Структурированные кабельные системы
Математика
Аналитическая геометрия
Векторная алгебра
Пределы
Примеры вычисления интегралов
Производная и дифференциал
Изменить порядок интегрирования
в интеграле
Вычислить двойной интеграл
Интегрирование по частям
Исследовать на сходимость ряд
Вычислить предел функции
Решение типового варианта
контрольной работы
Энергетика
Курс лекций общая энергетика
Физика, электротехника
Лабораторная работа по ТОЭ
Двигатели, генераторы, трансформаторы
Контрольная по физике
ТОЭ теоретические основы
электротехники
Цифровые электронные устройства
Способы охлаждения
полупроводниковых приборов
Теория электрических цепей
Тормозное рентгеновское излучение
Ядерная модель атома
Равновесная плотность энергии излучения
Способы получения
интерференционной картины
Понятие когерентности
Явление дифракции
Дифракция от круглого отверстия
Дифракция Фраунгофера от щели
Дифракционная решетка
Тепловое излучение. Формула Планка
Техническая механика
Контрольная работа
Курс лекций
Лабораторные работы
Задачи по сопромату
Моменты инерции сечения
Деформации и перемещения при кручении
валов
Определение опорных реакций
Расчет статически неопределимых балок
Расчет ферм
Расчеты на прочность по допускаемым
напряжениям
Моменты инерции
Изгиб с кручением
Вычислить упругую объемную
деформацию
Рассчитатьна прочность по III-ей теории
прочности
История искусства
Лекции по эргономике
для дизайнеров интерьера
Египет, Индия и Китай
Доисторическая эпоха
Буддизм
Ассирия
ЭЛЛАДА
Коринфский стиль
Рим
Хлеба и зрелищ
этрусский дом
ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ЭПОХА
Борьба язычества с христианством
римские катакомбы
САСАНИДЫ
Магометанство
Появление арабов в Европе
История искусства государства
Российского

Дальнейшее развитие христианства
в Европе

Византийская архитектура
Новгорода и Пскова
Покровский собор в Филях
четыре вида древней иконописи
Иконоборство
Эпоха петровских преобразований
История искусства западной Европы
периода Возрождения
Романский стиль. — Готика
Церковь Парижской Богоматери
ИТАЛИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Жизнь Италии в эпоху Возрождения
Ломбардское направление живопис
НИДЕРЛАНДЫ
Леонардо да Винчи
Общее состояние искусств в Европе.
Народные росписи
Уральский расписной туесок
Нижнетагильские туеса
А.Н.Голубева «Тагильский букет»
 

Если мы сравним Элладу с юным, увлекающимся художником-поэтом, то Рим можно сравнить с меценатом с огромным вкусом, сознающим свое мировое величие. Он не снисходит сам до искусства, он искусство приноравливает к себе, к своим потребностям. Полное отсутствие художественной фантазии не помешало ему применить искусства к будничным, практическим сторонам жизни

То уважение, каким пользовалась римская женщина и в семье и даже в государстве, влияние, которое она оказывала на детей и мужа, ставили ее на высокую ступень общественного положения. Институт весталок, учрежденный в глубокой древности и официально введенный Нумой Помпилием, представляет ту высшую степень общественной иерархии, которую могла в Риме занять женщина. В весталки, как известно, избирались только свободно рожденные девицы от 6 до 10-летнего возраста.

«Хлеба и зрелищ!» — вот обычный крик римской черни. Ей зрелища были необходимы, они вошли в ее плоть и кровь. Исторические условия сложились так, что греческие олимпийские состязания приобрели у них характер безнравственный и ужасный. Во имя игр терпелась тирания; устраивая игры, добивались популярности. Цирк — это был главный пульс жизни римского народа. Шестнадцать коней, запряженных по четыре в колеснице, рванулись вперед, подняли тучу пыли и с быстротой ветра понеслись по арене. Возничие всем телом подались вперед, и голосом, и бичом то сдерживая, то понукая пылких скакунов. Тучи песку часто совсем заслоняют собой и коней, и колесницу, которая, вынырнув из этого золотого пыльного тумана, снова пропадает в нем, едва дав зрителям минуту уловить свой цвет и положение. Земля стонет под копытами; скрипя, режут песок катящиеся колеса, мелкие камни, подбрасываемые шипами подков, летят вверх, обсыпая и колесницы и состязателей.

Первоначально этрусский дом представлял собой четырехугольный просторный покой, вокруг которого группировались, как в гомеровских постройках, боковые меньшие покои. Здание снабжалось покатой крышей из соломы или булыжника, с отверстием для дыма посередине и ямой под отверстием, где стоял очаг. Главный покой, закопченный дымом этого очага, назывался «атриум» — «черный».

Когда знатный римлянин умирал, его погребение сопровождалось пышными обрядами, в которых как нельзя лучше отражалось бесконечное самомнение римлян и их любовь к помпе.

Наиболее древнейшим сооружением Рима следует считать Албанский акведук, который до наших дней сохранился настолько, что может удовлетворительно использоваться по своему предназначению.

Мореплавание в стране, окруженной со всех сторон морями, конечно, рано или поздно должно было развиться. Соседи-греки оказались в этом случае учителями римлян. Этрусские суда строились по образцу греческих и азиатских 50-весельных судов; они были такие же крутобокие и неуклюжие, с широкими реями. Возрастающее могущество Карфагена заставило римлян задуматься о приобретении флота, тем более что этруски утратили свое владычество на море и Карфаген захватил всю торговлю в свои руки.

Культурное развитие Рима императорской эпохи началось отнюдь не с нуля, а с того высокого уровня, которого достигла римская культура к концу Республики. Окончание длительных гражданских войн, в течение которых не пресекалась, к счастью, восходящая линия культурного развития, и установление прочного гражданского мира в правление Августа, породили творческий подъем в кругах римской интеллигенции, способствовавший расцвету римской культуры в период ранней Империи. В это время в Риме были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое значение и в течение многих столетий оставались высокими образцами.
В эпоху ранней Империи период особенного расцвета переживают римская художественная литература и римская историография. В так называемый "век Августа" (время его принципата) жили и творили выдающиеся римские поэты, сделавшие римскую поэзию бессмертной: Вергилий, знаменитая поэма которого "Энеида" считалась "венцом" латинской эпической поэзии; Гораций, в творчестве которого лирическая латинская поэзия достигла своего высшего по форме развития; наконец, Овидий, прелесть свободно текущего, изящного и очаровывающего стиха которого в древности, да и впоследствии ставила его по популярности наряду с Вергилием. Историки Рима называют время принципата Августа, когда создавали свои сочинения эти выдающиеся поэты, "золотым веком латинской поэзии".
Историческая проза периода ранней Империи также представлена выдающимися произведениями. В эпоху Августа Тит Ливий создал свою грандиозную "Историю Рима от основания Города" в 142 книгах, написанную превосходным латинским языком. На конец I в. - начало II в. падает литературная деятельность Тацита, крупнейшего из римских и мировых историков, описавшего историю Римской империи I в. и создавшего чрезвычайно яркие образы государственных деятелей этого времени, которые стали каноническими и в мировой науке, и в мировом искусстве.
Шедеврами представлена римская архитектура I-II вв., по-прежнему занимавшая ведущее положение в римском изобразительном искусстве и воплощавшая государственные идеи империи, находившейся в поре своего расцвета: это присоединенные к древнейшему форуму времен Республики роскошные императорские форумы Рима, из которых самым великолепным был форум Траяна; это Колизей - грандиозный амфитеатр Флавиев, один из величайших памятников римской архитектуры; это триумфальная арка Тита, отличающаяся гармоничностью пропорций и спокойной соразмерностью частей и в то же время взволнованной динамикой ее скульптурных украшений; это монументальный мавзолей Адриана, служивший в Средние века крепостью (замок святого Ангела). Прекрасны дающие представление о римской живописи помпеянские фрески, разнообразные по сюжетам, стилю и цветовой гамме, и римские скульптурные портреты, наиболее тонкие психологические образцы которых относятся ко второй половине II в.
Таким образом, в I-II вв. Рим и Италия, являвшиеся политическим центром огромной Римской империи, провинции которой охватывали весь Средиземноморский бассейн, стали также и ее культурным центром, диктовавшим свои вкусы даже греческому миру: так, греческое изобразительное искусство этого времени представляло собой просто разновидность римского провинциального искусства. Рим уже не чувствовал себя отставшим по сравнению с Грецией; недаром все выдающиеся поэты Августова века были италиками по происхождению: именно Италия дала Риму таланты, сделавшие бессмертной римскую поэзию. Это не значит, что теперь в римской культуре более не происходило взаимодействия с греческой культурой, оно происходило - но на равных. Вследствие успехов романизации ко II в. римская культура приобрела всеобщее распространение в западных провинциях. На Востоке продолжала господствовать греческая культура, а весь античный мир начал объединяться в рамках одной греко-римской культуры.
В самом Риме греческое влияние сильно сказывалось в философии I-II вв. Рим сделался одним из главных центров распространения стоицизма, который превращался почти в официальную философию империи. Отвлеченный стоический идеал мудреца, строгого к себе и к людям, слился с представлением о римлянине старого закала, воплощавшем в себе исконные римские добродетели (мужество, справедливость, благочестие и др.), которые все еще ценились римской аристократией, воспитанной (по крайней мере, в I в.) на уважении к старым традициям и легендарным предкам, жертвующим всем для блага родного государства. Достаточно сказать, что приверженцы стоической философии были участниками заговора Пизона, направленного против деспотического принципата Нерона. Черты космополитизма, характерные для Стои с самого ее возникновения, отвечали универсальному, космополитическому характеру Римской империи, стиравшей все местные особенности, все племенные различия стран и народов, входивших в ее состав.
Крупнейшим представителем стоицизма в Риме являлся воспитатель Нерона Сенека, касавшийся в своих произведениях различных философских вопросов, но в центре внимания которого находились этические проблемы. Последователем и продолжателем Сенеки был Эпиктет, лекции которого слушал сам император Траян. Во второй половине II в. идеологом стоической философии выступил "философ на троне" император Марк Аврелий.
В культуре Рима периода ранней Империи так же, как и в экономической и социально-политической жизни этого времени, появляются черты упадка, предвосхищающие наступление кризиса III в., в том числе и идеологического. Уже в последние годы правления Августа можно заметить некоторый упадок литературы, хотя поэзия, так сказать, "вошла в моду". Увлечение поэзией характерно как для времени Нерона, так и для последующих периодов. Плиний Младший говорил об "урожае поэтов", которые жаждут слушателей и ценителей. Появились поэты-профессионалы, жившие не столько изданием своих произведений, сколько милостью своих патронов. В поэзии этого времени было мало оригинального; ее характерной чертой было подражание латинским образцам, особенно Вергилию, которого буквально канонизировали.
Характерно, что наиболее успешным поэтическим жанром этой эпохи была сатира, зародившаяся еще при Республике, но которой Империя дала новую пищу. Римская сатира этого времени представлена выдающимися поэтами-сатириками. Петроний в своем романе "Сатирикон", который является самым ярким памятником сатирического жанра Империи, Марциал в своих метких эпиграммах, Ювенал в своих проникнутых гневом и страстностью сатирах бичевали пороки римского общества второй половины I-II вв.
В жизни и творчестве Апулея, последнего крупного латинского писателя этого периода, проявилась еще одна черта, свидетельствующая о понижении идейного уровня римской культуры и предвосхищающая идеологический кризис III в. Это было увлечение астрологией и магией, которое проникло в Рим еще в I в. до н.э. под влиянием греческого философа-стоика Посидония. Согласно Посидонию, мир пронизан божественным духом, это создает "симпатию" всех вещей, благодаря чему возможны оракулы, гадания, вещие сны и прочие способы "ведовства". В Риме же I-II вв. различные формы "ведовства" пользовались почти всеобщим признанием, и поэзия была полна описаний "магических" актов. Так, Апулей был философом, софистом и магом, а главный герой его знаменитого романа "Метаморфозы", жаждавший приобщиться к таинственной сфере магии, переживал опасные приключения и превращения.
В период ранней Империи определенно начало клониться к упадку ораторское искусство, игравшее такую большую общественную роль в жизни позднереспубликанского Рима, когда умение публично выступать часто определяло успех в народных собраниях, в сенатских заседаниях и в судебных комиссиях. С установлением Империи политическая речь утратила всякое значение, а возможности судебного красноречия оказались настолько суженными, что ораторы редко публиковали речи, произнесенные ими в суде. В таких условиях римское красноречие вырождается в искусственный декламационный жанр, представленный так называемыми рецитациями (публичными чтениями речей, сочиненных по большей части на фиктивную, далекую от жизни тему). Об этом римском декламаторском искусстве можно получить представление по составленному Сенекой Старшим (отцом знаменитого философа) сборнику наиболее удачных отрывков из декламаций ораторов Августовой эпхи. Образчиком римского красноречия этого времени является также "Панегирик императору Траяну" Плиния Младшего (литературного деятеля и крупного чиновника при императоре Траяне). Это весьма пространная хвалебная речь по адресу Траяна.
В подобном виде риторика оказывала сильное влияние на образование и литературу периода ранней Империи. Так, трагедии Сенеки Младшего (знаменитого философа) написаны в декламационном стиле, и момент патетической декламации преобладает в них над драматическим действием и разработкой характеров.