История искусства ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ЭПОХА

Начертательная геометрия
Фронтально проецирующая плоскость
Фронтальная плоскость уровня
Фронталь плоскости
Прямая, параллельная плоскости
Взаимная параллельность плоскостей
Примеры изображения плоскостей общего и частного положения
Задание поверхности на комплексном чертеже
Определитель поверхности
Алгоритм конструирования поверхности
Развертывающиеся поверхности
Комплексный чертеж призматической поверхности
Задание кривых линейчатых поверхностей
Задание цилиндрической поверхности общего вида на комплексном чертеже
Неразвертывающиеся линейчатые поверхности с двумя направляющими
Алгоритм построения цилиндроида
Коноид
Поверхности вращения
Поверхности вращения второго порядка
Сфера образуется вращением окружности
Эллипсоид вращения
Гиперболоид вращения
Тор- поверхность вращения 4 порядка
Сконструировать поверхность: тор-кольцо
Винтовые поверхности
Решение позиционных и метрических задач
Позиционные задачи
Решение главных позиционных задач
Конические сечения
Построить линию пересечения сферы
Метрические задачи.
Построение плоскости, касательной к поверхности
Задачи на определение расстояний между геометрическими фигурами
Преобразование комплексного чертежа
Плоский чертёж
Третья основная задача преобразования комплексного чертежа
Решение четырех основных задач преобразованием комплексного чертежа
Плоскость общего положения поставить в положение проецирующей
Решение позиционных задач с помощью преобразования комплексного чертежа
Технические чертежи

Изображения на технических чертежах

Разрезы
Классификация разрезов
Соединение части вида и части разреза
Сечения
Выносные элементы
По наглядному изображению построить три вида детали и выполнить необходимые разрезы.
Построить три вида детали и выполнить необходимые разрезы
Сфера
Аксонометрия
Изометрия окружности
Прямоугольная диметрия
Сети, компьютеры
Локальные и глобальные
компьютерные сети
Методы маршрутизации
Построение сети
Технология Ethernet
Технология мобильных сетей
Адресация в IP-сетях
Вычислительные сети
Адресация в сетях
Топология сети
Глобальная компьютерная сеть Интернет
Электронная почта
Адрес E-mail
Поиск информации в Интернет
Структурированные кабельные системы
Математика
Аналитическая геометрия
Векторная алгебра
Пределы
Примеры вычисления интегралов
Производная и дифференциал
Изменить порядок интегрирования
в интеграле
Вычислить двойной интеграл
Интегрирование по частям
Исследовать на сходимость ряд
Вычислить предел функции
Решение типового варианта
контрольной работы
Энергетика
Курс лекций общая энергетика
Физика, электротехника
Лабораторная работа по ТОЭ
Двигатели, генераторы, трансформаторы
Контрольная по физике
ТОЭ теоретические основы
электротехники
Цифровые электронные устройства
Способы охлаждения
полупроводниковых приборов
Теория электрических цепей
Тормозное рентгеновское излучение
Ядерная модель атома
Равновесная плотность энергии излучения
Способы получения
интерференционной картины
Понятие когерентности
Явление дифракции
Дифракция от круглого отверстия
Дифракция Фраунгофера от щели
Дифракционная решетка
Тепловое излучение. Формула Планка
Техническая механика
Контрольная работа
Курс лекций
Лабораторные работы
Задачи по сопромату
Моменты инерции сечения
Деформации и перемещения при кручении
валов
Определение опорных реакций
Расчет статически неопределимых балок
Расчет ферм
Расчеты на прочность по допускаемым
напряжениям
Моменты инерции
Изгиб с кручением
Вычислить упругую объемную
деформацию
Рассчитатьна прочность по III-ей теории
прочности
История искусства
Лекции по эргономике
для дизайнеров интерьера
Египет, Индия и Китай
Доисторическая эпоха
Буддизм
Ассирия
ЭЛЛАДА
Коринфский стиль
Рим
Хлеба и зрелищ
этрусский дом
ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ЭПОХА
Борьба язычества с христианством
римские катакомбы
САСАНИДЫ
Магометанство
Появление арабов в Европе
История искусства государства
Российского

Дальнейшее развитие христианства
в Европе

Византийская архитектура
Новгорода и Пскова
Покровский собор в Филях
четыре вида древней иконописи
Иконоборство
Эпоха петровских преобразований
История искусства западной Европы
периода Возрождения
Романский стиль. — Готика
Церковь Парижской Богоматери
ИТАЛИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Жизнь Италии в эпоху Возрождения
Ломбардское направление живопис
НИДЕРЛАНДЫ
Леонардо да Винчи
Общее состояние искусств в Европе.
Народные росписи
Уральский расписной туесок
Нижнетагильские туеса
А.Н.Голубева «Тагильский букет»
 

Борьба язычества с христианством. — Катакомбы. — Базилики и баптистерии. — Живопись. — Византия Царствованию Тиберия суждено было стать эпохой, когда обнаружилось открытое движение в пользу новых нравственных принципов. Усталое человечество не могло уже, как прежде, довольствоваться политическими идеалами: поворот от древних языческих религий к свету и простору нового учения был неизбежен, — и не во власти цезарей было остановить это движение.

В первое время гонений господствующей идеей христианства было возможное отчуждение от языческих идолослужебных форм. Таясь в катакомбах, христиане ввели по необходимости в свое богослужение огонь и символические знаки, из которых на первом плане нужно поставить крест и монограммы Христова имени самых разнообразных видов.

Первоначальным приютом христианства были римские катакомбы — узкие подземные ходы, происхождение которых с точностью не известно. Сперва думали, что это были каменоломни, где добывался для многочисленных построек Рима строительный материал, но теперь более склоняются к мысли, что это был римский некрополь.

Полный расцвет древнехристианского искусства нашел себе место в Византии, где было сравнительно меньше базилик и где круглая церковь взяла преобладание над остальными. Роскошная отделка деталей, уклонение от простого характера первых базилик, стремление к грандиозному и к блеску общего впечатления проявились на Востоке еще во времена Константина.

САСАНИДЫ На развалинах древней среднеазиатской культуры суждено было в III веке по Р. X. еще раз зацвести искусству под покровительством новоперсидской державы сасанидов. Не имея особенно серьезного значения и обширного развития, не оказав такого огромного влияния на европейскую архитектуру, какое оказывали искусства магометанское и древнехристианское, оно тем не менее интересует нас как передаточная форма, как звено, связывающее эпохи, как выражение идеи, смелой и романической. Нельзя не видеть в постройках сасанидов желания воссоздать забытую своеобразность могучих памятников древних народов Средней Азии.

АРАБЫ Магометанство. — Арабский стиль. — Мавританский стиль. — Магометанское искусство в Индии Четыре года спустя после смерти Юстиниана в Мекке родился человек, оказавший огромное влияние на судьбы человеческого рода. Европейцы его прозвали обманщиком, в Азии — величайшим из пророков. Он дал арабам новую религию, упрочил в них великое понятие о монтеизме, отучил их от поклонения фетишам и от идольского культа; его вероучение отняло у христиан лучшую половину их владений, и в том числе колыбель их религии, Палестину, охватило собою всю Северную Африку, перешло в Европу, и она только чудом спаслась от его влияния

Появление арабов в Европе совершилось при следующих обстоятельствах. Со времен Адриана на Пиренейский полуостров стали переселяться евреи, и скопилось их там до 50 тысяч семейств. Плодовитость еврейского населения стала серьезно озабочивать христиан — до 100 тысяч их было окрещено и подпало под жестокую власть католицизма.

Арабы, разнося по всему свету учение Магомета, не имели никакой предварительной художественной подготовки. Им пришлось столкнуться с народностями, у которых формы искусства были уже развиты; поневоле арабам пришлось брать чуждые исламу, переработанные на христианский лад позднеримские мотивы.

С начала XIII века и до конца XIV Индостан делается державой афганских династий, столица которого, старый Дели, наполняется великолепными монументами массивно-энергичного характера с круглобашенной постройкой, с сквозными галереями наверху.

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА.
Тема 1. Мир накануне пришествия Христа.
Искусство античного мира. Культура Израиля. Афины и Иерусалим. Античная эстетика и Библия. Проблема Востока и Запада. Христианская культура как культура, рожденная на пересечении традиций: ветхозаветной (история как исход, главенство этики) и античной (космос, созерцание, главенство эстетики). Древний мир у колыбели христианской традиции. Первые христиане. Катакомбы - свидетельство ранней Церкви. Поздняя античная живопись и ранний христианский символизм. Христианская античность. Противостояние языческой культуре. ( 4 ч.).
Тема 2. Церковное искусство Византии.
Константинополь, Малая Азия. Претворение античной культуры в христианскую. Взаимовлияние христианского искусства Византии и Рима. (2 ч.).
Тема 3. Церковное искусство христианского Востока.
Иерусалим, Александрия, Армения, Грузия. Национально-стилевые особенности выражения общехристианского идеала ( 2 ч. ).
Тема 4. Христианское искусство Европы в раннем Средневековье.
Эпоха великого переселения народов и варварских королевств. Разрушение Рима и поиски античного идеала. Раннее Средневековье. Замок и монастырь. ( 2 ч. ).
Тема 5. Расцвет христианского искусства Европы в эпоху высокого Средневековья.
Этика и эстетика европейского Средневековья. Романская архитектура и живопись. Эпос. Готика: искусство и мистика ( 2 ч).
Тема 6. Возрождение.
Новое мировоззрение Европы. Ренессанс и гуманизм. Леонардо, Рафаэль. Собор Св. Петра. Северное Возрождение. ( 2 ч. ).
Тема 7. Искусство и Реформация. Барокко.
Новая ориентация Европы: Север - Юг. Эстетика протестантизма. Барокко - искусство контррефомации. Тридентский собор и задачи искусства с точки зрения Католической Церкви. Болонская Академия. Классицизм во Франции. Кризис традиционной христианской культуры. Попытки выхода из кризиса ( 2 ч. ).
Тема 8. 18 в. Церковное искусство в эпоху Просвещения. 19 - нач. 20 в. Академизм. Романтизм. Модерн. Поиски утраченной гармонии.
Философия и христианская эстетика. Живопись: импрессионизм и постимпрессионизм. Английская романтическая утопия. Религиозные темы в немецком импрессионизме. Русская религиозная живопись ( 2 ч. ).
РАЗДЕЛ 2. ВВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО.
Тема 9. Библейские основы христианской эстетики.
Основные понятия о красоте, образе, символе. Творение. Спасение и творчество ( 2 ч. ).
Тема 10. Храмовое действо как синтез искусств.
Литургия и поэтика. Формы и жанры церковного искусства. Литургическое творчество в истории Церкви ( 2 ч. ).
Тема 11. Храм как образ мироздания.
Библейское понятие о храме. Храм в истории различных религий и культур. Храм в различных христианских традициях. Концепция православного храма. Храм как модель мира. ( 2 ч.).
Тема 12. Храм как образ домостроительства спасения.
Архитектурная и богословская эволюция храма. Слово в храме. Образ преображенного мира и книга истории спасения. ( 2 ч. ).
Тема 13. Система храмовой декорации.
Икона, фреска, мозаика. Храмовая роспись - "богословие в красках и Библия для неграмотных" ( 2 ч. ).
Тема 14. Прикладное церковное искусство.
Образ в храме. Шитье, металл, эмаль, дерево и т.д. Церковная утварь - виды и назначения, формы и символика. Облачения ( 2 ч. ).
Тема 15. Иконостас.
Эволюция форм и становление идеи. Иконостас - образ Небесного Царствия, откровение будущего века. Структура иконостаса и его смысл ( 2 ч. ).
Тема 16. Что такое икона?
Как "читать" икону? Слово и образ. Цвет и свет. Пространство и время иконы. Основы иконографии. Евангельские основы иконопочитания ( 2 ч. ).
Тема 17. Икона с точки зрения христианского миросозерцания и библейской антропологии.
Православное учение об образе и его онтологические, сотериологические, этические и эстетические аспекты. Творение мира как эстетический акт. Ветхозаветное и новозаветное понимание образа; образы и Образ. Тайна Воплощения Слова - единство Слова и Образа. Евангелие от Иоанна. Апостол Павел о Христе как единственной иконе Бога. Человек как икона. Иконологичность мира. Икона, связующая видимое с невидимым. Зарождение иконографии. Чудотворные иконы. ( 2 ч. ).
Тема 18. Иконоборческие споры и формирование православного взгляда на икону.
Искусство до и после Константина. 6 и 7 Вселенские соборы об иконе и иконопочитании. Аргументы иконоборцев и иконопочитателей. Догмат об иконопочитании как завершение догматического творчества Древней Церкви. Св. отцы и учители Церкви об иконе: свв.Василий Великий, Григорий Двоеслов, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, и др. Икона в литургическом пространстве. ( 2 ч. ).
Тема 19. Иконография Иисуса Христа.
Икона и христологический догмат. Спас Нерукотворный и Туринская Плащаница. Пантократор и другие иконографические типы. "Возрастные" типы иконографии: Спас - Эммануил, Отрок. Образ Христа в Апокалипсисе ( 2 ч. ).
Тема 20. Иконография Троицы.
Икона и тринитарный догмат. Иконографические типы: Троица Ветхозаветная и Троица Новозаветная. Богословские интерпретации. Возможно ли изображать образ Бога - Отца? Большой Московский собор. ( 2 ч. ).
Тема 21. Иконография Богоматери.
Учение о Богородице. Богородичные иконы; иконографические типы и богословские концепции. Эволюция образа: катакомбы, синайские иконы. Византия, Западная Европа, Россия. ( 2 ч. ).
Тема 22. Иконография праздников.
Иконы праздников как выражение домостроительства спасения. Праздничные иконы и богослужебный год. Типы праздничных икон.
Тема 23. Иконография святых.
Иконы святых как явление образа спасения и единения Церкви земной и Церкви небесной. Богословский смысл почитания изображений святых. Типы икон святых.
Тема 24. Исихазм в иконописании.
Исихазм и обожение. Свет в иконе. Свв.Феофан Грек и Андрей Рублев - различные подходы к изображению и интерпретации фаворского света. Исихазм в Византии, на Балканах и на Руси. Св.Григорий Палама и другие исихасты о созерцании и иконопочитании ( 2 ч. ).
Тема 25. Иконописные трактаты на Руси в 16 и 17 вв.
Иконописание и канон. Иконописные подлинники. "Ерминия" и др. "Послание к иконописцу" св.Иосифа Волоцкого, дело дьяка Ивана Висковатого. Симон Ушаков и др. Деяния русских соборов об иконописании. ( 2 ч. ).
Тема 26. 19 -20 вв. Возвращение иконы.
Поиски, исследования, экспедиции. Епископ Порфирий Успенский. Коллекционирование иконы в 19 в. Старообрядческие коллекции. Первые иконные выставки. От исследования - к богословию: Н.П. Кондаков, И.Э. Грабарь, Е.Н. Трубецкой, о. Павел Флоренский, Л.А. Успенский ( 2 ч. ).
Тема 27. Икона в современном мире.
Современная икона - попытки возрождения. Современное богословие иконы. Новые иконописные школы. Интерес к иконе в протестантском мире. Икона - как достояние всего христианского мира ( 2 ч. ).