История искусства ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ЭПОХА

Моменты инерции сечения http://dp-2013.ru/ Конспекты. Физика, теория электрических цепей http://kurspr.ru/

Борьба язычества с христианством. — Катакомбы. — Базилики и баптистерии. — Живопись. — Византия Царствованию Тиберия суждено было стать эпохой, когда обнаружилось открытое движение в пользу новых нравственных принципов. Усталое человечество не могло уже, как прежде, довольствоваться политическими идеалами: поворот от древних языческих религий к свету и простору нового учения был неизбежен, — и не во власти цезарей было остановить это движение.

В первое время гонений господствующей идеей христианства было возможное отчуждение от языческих идолослужебных форм. Таясь в катакомбах, христиане ввели по необходимости в свое богослужение огонь и символические знаки, из которых на первом плане нужно поставить крест и монограммы Христова имени самых разнообразных видов.

Первоначальным приютом христианства были римские катакомбы — узкие подземные ходы, происхождение которых с точностью не известно. Сперва думали, что это были каменоломни, где добывался для многочисленных построек Рима строительный материал, но теперь более склоняются к мысли, что это был римский некрополь.

Полный расцвет древнехристианского искусства нашел себе место в Византии, где было сравнительно меньше базилик и где круглая церковь взяла преобладание над остальными. Роскошная отделка деталей, уклонение от простого характера первых базилик, стремление к грандиозному и к блеску общего впечатления проявились на Востоке еще во времена Константина.

САСАНИДЫ На развалинах древней среднеазиатской культуры суждено было в III веке по Р. X. еще раз зацвести искусству под покровительством новоперсидской державы сасанидов. Не имея особенно серьезного значения и обширного развития, не оказав такого огромного влияния на европейскую архитектуру, какое оказывали искусства магометанское и древнехристианское, оно тем не менее интересует нас как передаточная форма, как звено, связывающее эпохи, как выражение идеи, смелой и романической. Нельзя не видеть в постройках сасанидов желания воссоздать забытую своеобразность могучих памятников древних народов Средней Азии.

АРАБЫ Магометанство. — Арабский стиль. — Мавританский стиль. — Магометанское искусство в Индии Четыре года спустя после смерти Юстиниана в Мекке родился человек, оказавший огромное влияние на судьбы человеческого рода. Европейцы его прозвали обманщиком, в Азии — величайшим из пророков. Он дал арабам новую религию, упрочил в них великое понятие о монтеизме, отучил их от поклонения фетишам и от идольского культа; его вероучение отняло у христиан лучшую половину их владений, и в том числе колыбель их религии, Палестину, охватило собою всю Северную Африку, перешло в Европу, и она только чудом спаслась от его влияния

Появление арабов в Европе совершилось при следующих обстоятельствах. Со времен Адриана на Пиренейский полуостров стали переселяться евреи, и скопилось их там до 50 тысяч семейств. Плодовитость еврейского населения стала серьезно озабочивать христиан — до 100 тысяч их было окрещено и подпало под жестокую власть католицизма.

Арабы, разнося по всему свету учение Магомета, не имели никакой предварительной художественной подготовки. Им пришлось столкнуться с народностями, у которых формы искусства были уже развиты; поневоле арабам пришлось брать чуждые исламу, переработанные на христианский лад позднеримские мотивы.

С начала XIII века и до конца XIV Индостан делается державой афганских династий, столица которого, старый Дели, наполняется великолепными монументами массивно-энергичного характера с круглобашенной постройкой, с сквозными галереями наверху.

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА.
Тема 1. Мир накануне пришествия Христа.
Искусство античного мира. Культура Израиля. Афины и Иерусалим. Античная эстетика и Библия. Проблема Востока и Запада. Христианская культура как культура, рожденная на пересечении традиций: ветхозаветной (история как исход, главенство этики) и античной (космос, созерцание, главенство эстетики). Древний мир у колыбели христианской традиции. Первые христиане. Катакомбы - свидетельство ранней Церкви. Поздняя античная живопись и ранний христианский символизм. Христианская античность. Противостояние языческой культуре. ( 4 ч.).
Тема 2. Церковное искусство Византии.
Константинополь, Малая Азия. Претворение античной культуры в христианскую. Взаимовлияние христианского искусства Византии и Рима. (2 ч.).
Тема 3. Церковное искусство христианского Востока.
Иерусалим, Александрия, Армения, Грузия. Национально-стилевые особенности выражения общехристианского идеала ( 2 ч. ).
Тема 4. Христианское искусство Европы в раннем Средневековье.
Эпоха великого переселения народов и варварских королевств. Разрушение Рима и поиски античного идеала. Раннее Средневековье. Замок и монастырь. ( 2 ч. ).
Тема 5. Расцвет христианского искусства Европы в эпоху высокого Средневековья.
Этика и эстетика европейского Средневековья. Романская архитектура и живопись. Эпос. Готика: искусство и мистика ( 2 ч).
Тема 6. Возрождение.
Новое мировоззрение Европы. Ренессанс и гуманизм. Леонардо, Рафаэль. Собор Св. Петра. Северное Возрождение. ( 2 ч. ).
Тема 7. Искусство и Реформация. Барокко.
Новая ориентация Европы: Север - Юг. Эстетика протестантизма. Барокко - искусство контррефомации. Тридентский собор и задачи искусства с точки зрения Католической Церкви. Болонская Академия. Классицизм во Франции. Кризис традиционной христианской культуры. Попытки выхода из кризиса ( 2 ч. ).
Тема 8. 18 в. Церковное искусство в эпоху Просвещения. 19 - нач. 20 в. Академизм. Романтизм. Модерн. Поиски утраченной гармонии.
Философия и христианская эстетика. Живопись: импрессионизм и постимпрессионизм. Английская романтическая утопия. Религиозные темы в немецком импрессионизме. Русская религиозная живопись ( 2 ч. ).
РАЗДЕЛ 2. ВВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО.
Тема 9. Библейские основы христианской эстетики.
Основные понятия о красоте, образе, символе. Творение. Спасение и творчество ( 2 ч. ).
Тема 10. Храмовое действо как синтез искусств.
Литургия и поэтика. Формы и жанры церковного искусства. Литургическое творчество в истории Церкви ( 2 ч. ).
Тема 11. Храм как образ мироздания.
Библейское понятие о храме. Храм в истории различных религий и культур. Храм в различных христианских традициях. Концепция православного храма. Храм как модель мира. ( 2 ч.).
Тема 12. Храм как образ домостроительства спасения.
Архитектурная и богословская эволюция храма. Слово в храме. Образ преображенного мира и книга истории спасения. ( 2 ч. ).
Тема 13. Система храмовой декорации.
Икона, фреска, мозаика. Храмовая роспись - "богословие в красках и Библия для неграмотных" ( 2 ч. ).
Тема 14. Прикладное церковное искусство.
Образ в храме. Шитье, металл, эмаль, дерево и т.д. Церковная утварь - виды и назначения, формы и символика. Облачения ( 2 ч. ).
Тема 15. Иконостас.
Эволюция форм и становление идеи. Иконостас - образ Небесного Царствия, откровение будущего века. Структура иконостаса и его смысл ( 2 ч. ).
Тема 16. Что такое икона?
Как "читать" икону? Слово и образ. Цвет и свет. Пространство и время иконы. Основы иконографии. Евангельские основы иконопочитания ( 2 ч. ).
Тема 17. Икона с точки зрения христианского миросозерцания и библейской антропологии.
Православное учение об образе и его онтологические, сотериологические, этические и эстетические аспекты. Творение мира как эстетический акт. Ветхозаветное и новозаветное понимание образа; образы и Образ. Тайна Воплощения Слова - единство Слова и Образа. Евангелие от Иоанна. Апостол Павел о Христе как единственной иконе Бога. Человек как икона. Иконологичность мира. Икона, связующая видимое с невидимым. Зарождение иконографии. Чудотворные иконы. ( 2 ч. ).
Тема 18. Иконоборческие споры и формирование православного взгляда на икону.
Искусство до и после Константина. 6 и 7 Вселенские соборы об иконе и иконопочитании. Аргументы иконоборцев и иконопочитателей. Догмат об иконопочитании как завершение догматического творчества Древней Церкви. Св. отцы и учители Церкви об иконе: свв.Василий Великий, Григорий Двоеслов, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, и др. Икона в литургическом пространстве. ( 2 ч. ).
Тема 19. Иконография Иисуса Христа.
Икона и христологический догмат. Спас Нерукотворный и Туринская Плащаница. Пантократор и другие иконографические типы. "Возрастные" типы иконографии: Спас - Эммануил, Отрок. Образ Христа в Апокалипсисе ( 2 ч. ).
Тема 20. Иконография Троицы.
Икона и тринитарный догмат. Иконографические типы: Троица Ветхозаветная и Троица Новозаветная. Богословские интерпретации. Возможно ли изображать образ Бога - Отца? Большой Московский собор. ( 2 ч. ).
Тема 21. Иконография Богоматери.
Учение о Богородице. Богородичные иконы; иконографические типы и богословские концепции. Эволюция образа: катакомбы, синайские иконы. Византия, Западная Европа, Россия. ( 2 ч. ).
Тема 22. Иконография праздников.
Иконы праздников как выражение домостроительства спасения. Праздничные иконы и богослужебный год. Типы праздничных икон.
Тема 23. Иконография святых.
Иконы святых как явление образа спасения и единения Церкви земной и Церкви небесной. Богословский смысл почитания изображений святых. Типы икон святых.
Тема 24. Исихазм в иконописании.
Исихазм и обожение. Свет в иконе. Свв.Феофан Грек и Андрей Рублев - различные подходы к изображению и интерпретации фаворского света. Исихазм в Византии, на Балканах и на Руси. Св.Григорий Палама и другие исихасты о созерцании и иконопочитании ( 2 ч. ).
Тема 25. Иконописные трактаты на Руси в 16 и 17 вв.
Иконописание и канон. Иконописные подлинники. "Ерминия" и др. "Послание к иконописцу" св.Иосифа Волоцкого, дело дьяка Ивана Висковатого. Симон Ушаков и др. Деяния русских соборов об иконописании. ( 2 ч. ).
Тема 26. 19 -20 вв. Возвращение иконы.
Поиски, исследования, экспедиции. Епископ Порфирий Успенский. Коллекционирование иконы в 19 в. Старообрядческие коллекции. Первые иконные выставки. От исследования - к богословию: Н.П. Кондаков, И.Э. Грабарь, Е.Н. Трубецкой, о. Павел Флоренский, Л.А. Успенский ( 2 ч. ).
Тема 27. Икона в современном мире.
Современная икона - попытки возрождения. Современное богословие иконы. Новые иконописные школы. Интерес к иконе в протестантском мире. Икона - как достояние всего христианского мира ( 2 ч. ).