История искусства государства Российского

Дальнейшее развитие христианства в Европе Влияние на славян Византии и Грузии. — Киев. — Владимир. — Суздаль. — Москва. — Иконография. — Одежда Наиболее точные сведения о славянах мы встречаем у арабских писателей Масуди и Ибн-Фадлана. «Велика их область, — рассказывают они о болгарах, — от Византии до земли их 15 дней пути, а сама страна тянется на 20 дней пути в ширину и на 30 в длину. Она окружена колючим плетнем с отверстиями в виде окон.

До нас не дошли киевские церкви первичной эпохи, времен Ольги и Владимира: частью они сгорели, частью погибли от татар. Летописи упоминают о церкви Святого Ильи, бывшей в Киеве при Аскольде и Дире; говорят, что при Ольге были основаны церкви Святой Софии и Николая.

Византийская архитектура Новгорода и Пскова уступила место московскому стилю. Московский стиль, в свой черед получил традиции из Владимира, выработавшего свой специальный суздальский стиль. Перенесение центра гражданской власти с юга на север, из Киева во Владимир-Залесский, было вызвано многими причинами. В половим XII века князь Андрей Юрьевич надеялся учредить во Владимире новую митрополию, но получил решительный отпор от Византии. А жизнь шла и так складывалась, что киевские митрополиты сами стали чаще и чаще наведываться во Владимир, пока не устроили там свою постоянную резиденцию, сохранив за собою только звание митрополита киевского.

Итальянцы и немцы, приходившие во Владимир, приносили с собой знания Запада, но подчинялись требованиям и вкусам страны совершенно оригинальной, самостоятельной, хотя и страдавшей недостатком художественной инициативы. Дмитровский собор представляет собой уже нечто столь самостоятельное, что не может быть включен в число представителей византийского стиля.

Перед Кремлем расположена огромная Красная площадь с Лобным местом посередине. Она может быть названа одним из самых интересных исторических пунктов Москвы. Здесь некогда Иоанн Грозный, после знаменитого московского пожара, каялся перед народом и здесь же, на этом же Лобном месте, совершал свои ужасные казни. Через Красную площадь вступали войска Лжедмитрия 1-го, через нее же вступало ополчение Минина и Пожарского. Тут совершались торжественные церковные шествия; говорили посланцы царевы с народом, шумели раскольники с Никитой Пустосвятом во главе, и здесь же Петр казнил мятежных стрельцов.

Теперь нам надо рассмотреть еще несколько московских церквей, более или менее интересных, из которых на первом плане нужно поставить Покровский собор в Филях. Фили, небольшое селение на Можайской дороге, отличающееся своими живописными окрестностями, которые славятся по Москве под именем русской Швейцарии

Наши археологи обыкновенно различают четыре вида древней иконописи: новгородский с большими пробелами на платьях, чисто греческий, московский с золотом и суздальский с пробелами в виде тоненьких бликов. Но несомненно то, что все эти виды представляют самые незначительные варианты византийского искусства.

Иконоборство продолжалось при сыне Константина Льве, но жена его Ирина, захватившая после него власть, установила прежний порядок. Новый, созванный ею собор объявил, что предшествовавший собор составляли безумцы и безбожники; поклонение иконам снова было восстановлено, — и снова пало в правление Льва Арменина, Его преемник Михаил отнесся к делу гонения совершенно равнодушно: он не верил ни в дьявола, ни в воскрешение мертвых, ему было решительно все равно, поклоняется народ иконам или нет, — он просил патриарха не обращать на это никакого внимания и забыть все определения и Никейского, и Константинопольского соборов.

Что касается истории русского костюма, то она совершенно не разработана, материалы разбросаны, нет систематически сведенного издания, которое в строго хронологическом порядке могло бы восстановить перед нами полный ход развития костюмов и утвари наших предков. Первые сведения о славянских костюмах мы имеем от арабских писателей

Эпоха петровских преобразований выбила Русь из ее прежней колеи, сообщила нашей жизни новое течение. На время заглохло и русское искусство. Художники, группировавшиеся вокруг царей, уступили место новому элементу, нахлынувшему с Запада. Русский национальный стиль затих и примолк; если у нас и не было самобытных живописцев, которые могли бы идти дальше иконописи, то тем не менее наш архитектурный стиль выработался в бесспорно оригинальную форму. Вычурные резные валики, балясы, переходы и кокошники московских теремов придавали как бы то ни было оригинальный, самостоятельный колорит нашей столице.

Древнерусское искусство
1. Домонгольский период
Своеобразие средневековой культуры. Искусство и действительность. Памятник искусства как исторический источник. Виды искусства и их соотношение.
Проблемы древнерусского искусства в дореволюционной и советской историографии. Современные проблемы изучения древнерусского искусства. Основные проблемы изучения зодчества X- XIII веков. Методы и приемы изучения. Периодизация и классификация. Архитектурные школы. Историко-художественное своеобразие архитектуры домонгольского периода.
Основные проблемы изучения живописи X-XIII веков. Станковая и настенная живопись. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников. Вопрос о школах. Проблемы реставрации. Прикладное искусство и состояние его изученности. Место и значение древнерусского искусства домонгольского периода в истории национальной культуры.
2. Послемонгольский период
Историческая действительность и искусство. Основные этапы развития древнерусского искусства в послемонгольский период. Современные проблемы изучения архитектуры, живописи, графики и прикладного искусства. Зодчество XIII- XV веков и проблемы традиции. Архитектурные школы и проблемы их изучения. Характеристика памятников по школам. Настенная живопись, иконопись, миниатюра. Новгородская, псковская, московская школы живописи. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Проблемы изучения прикладного искусства.
Искусство конца ХV- XVI веков. Архитектура Москвы и других городов. Проблемы изучения шатрового зодчества. Творчество Дионисия. Новые явления в живописи XVI века и их причины. Искусство в условиях централизованного государства. Итоги изучения искусства конца ХV-XVI века.
XVII век в истории русской культуры. Основные проблемы изучения искусства XVII века. Общая тенденция развития всех видов искусства. Дискуссионные вопросы. Архитектура 1-й половины XVII века. Никоновское строительство. Проблема барокко в зодчестве конца XVII века. Монастырское, военно-оборонное и гражданское строительство. Деревянное зодчество.
Традиционные и новые черты живописи. Зарождение теории живописи. Настенные росписи и иконопись. Творчество Симона Ушакова. Парсуна. Миниатюра и гравюра. Прикладное искусство. Искусство XVII века и его место в развитии отечественного искусства. Судьба древнерусской культурной традиции в XVII- ХХ вв. Художественное наследие Древней Руси и современность.
Русское искусство ХVIII века
Основные источники по истории искусства ХVIII века. Начало историографии искусства ХVIII в.: 1-я половина ХVIII- середина ХIХ в. Интерес к русской культуре ХVIII в. во второй половине ХIХ столетия. Выставки 1860- х - 1870-х гг. ХIХ. Исследования П. Н. Петрова. Историография конца ХIХ- начала ХХ в.: роль "мирискусников" в "открытии" и изучении русского искусства ХVIII в. Основные выставки, периодические издания. "История русского искусства" И. Э. Грабаря. Основные этапы разработки проблем русского искусства ХVIII в. в отечественной историографии: а) 1920-е гг.; б) 1930-е - 1950-е гг.; в) 2-я половина 1950-х - 1990-е гг.
Дискуссионные вопросы: проблема художественного обучения в петровское время, в середине века и во 2-й половине ХVIII столетия, "институт пенсионерства". Проблема русского просветительства и его связи с русским классицизмом 2-й половины столетия. Новые методы исследования. Новые работы отечественных ученых в последней четверти ХХ века.
1. Искусство петровского времени.
Россия на рубеже XVII - XVIII веков. Вытеснение средневековых представлений элементами светской культуры. Архитектура петровского барокко в Москве и Петербурге. Образцовое строительство. Д.Трезини. Ж.-Б.Леблон. Новые градостроительные предложения и их осуществление. Храмы, дворы и крупные общественные сооружения - типология и стилистика. Развитие барокко в архитектуре России (кон. ХVII- 1-я пол. ХVIII вв.)
Представление о личности в петровское время. Организация "художественного дела". Обучение. Первые петровские пенсионеры. Иностранные мастера: И.Г. Таннауэр, Г. Гзелль, Л. Каравак. Степень их влияния на русских мастеров. Русские живописцы в петровское время. Отзвуки парсуны в серии портретов шутов. Элементы нового, порывающего с принципами средневекового искусства. Петровские пенсионеры братья Никитины и Андрей Матвеев. Истоки русской светской круглой скульптуры. Работы И. Зарудного. Знакомство с западноевропейской скульптурой: покупка "антиков" за границей, заказ на современную скульптуру. Скульптура Летнего сада. Иностранные мастера в России: К. Оснер, А. Шлютер, Н. Пино, Б.К. Растрелли. Образ Петра в творчестве Растрелли. Анна Иоанновна как первый русский монумент. Гравюра и рисунок: прикладной, практический характер в петровское время. Иностранные мастера Схонебек и Пикар. Их ученики - зачинатели русской графики XVIII века: братья Зубовы, национальный характер их творчества. Новые жанры.
2. Русское искусство середины XVIII в.
Характеристика царствования Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Расцвет декоративной живописи в середине XVIII века. Б. Суходольский, бр. Бельские, И. Фирсов. Иностранные художники - театральные декорации Валериани, декоративная живопись Торелли, портретисты Г. Гроот, П. Ротари, Л. Токке. Развитие реалистических традиций русскими портретистами. Бр.Никитины и А.Матвеев. И. Вишняков. Ал. Антропов. Традиция древнерусской живописи в творчестве мастеров середины века. Круг Антропова: М. Колокольников, Ив. Лигоцкий, Гр. Молчанов и др. Крепостной живописец Иван Аргунов, различие трактовки образа в его парадных и интимных портретах. Ретроспективные портреты Аргунова. Живописные достижения.
Проблема "елизаветинского рококо" в русской архитектуре середины XVIII в. Формирование творческой манеры Ф.-Б. Растрелли. Национальные и европейские композиционные приемы. Принципы организации пространства - сады, здания, интерьер. Архитекторы 1740- нач.1760х гг.в России- С.Чевакинскский, А.Ринальди и др. Расцвет декоративной пластики в связи с бурным строительством. Творчество Дункера.
Развитие декоративно-монументальной и книжной альбомной гравюры. ("фейерверк" и альбомные серии окрестностей Петербурга и Москвы).Иностранцы: Вортман, Эллингер, Штенглин, Шмидт. Русские мастера, их обучение. Творчество Соколова, Качалова, Виноградова, Грекова. М. Махаев, его альбомы Петербурга, специфика почерка, техника рисунка. Путь от ведуты петровского времени к пейзажу как самостоятельному жанру.
3. Русское искусство второй половины XVIII в.
Создание Академии Художеств, одной из лучших художественных школ в Европе XVIII века и первого художественного учебного заведения в России. Основы академического преподавания, первые профессора и ученики. Теория искусства. Роль Академии в истории русского искусства. Становление классицизма, его идейно-художественная сущность. Идея независимости личности "естественного человека" и идея "Отечества". Русский классицизм и русские просветительство.
Первый русский исторический живописец А. Лосенко. Интерес к русской истории. Преемники Лосенко - П. Соколов и И. Акимов. Русская история в творчестве Г. Угрюмова. Угрюмов - педагог. Понятие о личности и пафосе гражданственности в русском просветительстве. И. Новиков. Блестящий расцвет русского портрета во второй половине XVIII века. Ф.С. Рокотов. Оценка и изучение его творчества в русском искусствознании. Интимизация портретного жанра в его творчестве. Поиск идеала современного человека. Глубина и психологизм работ Рокотова. Поэтизация модели. Эволюция живописных приемов Д.Г. Левицкий. Отношение к нему современников. Оценка творчества во времени. Левицкий и украинское искусство XVIII века. Начало художественной деятельности. Левицкий и Антропов, общее и различия. Репрезентативные и камерные портреты. Различие в подходе к модели. Интимные портреты Левицкого и Рокотова в 1770-е годы. "Смольнянки", особое место в русском искусстве XVIII в. Портреты Екатерины II. Парадные портреты 1780 - начала 90-х годов. Левицкий и русское просветительство. Левицкий и Новиков. Национальное своеобразие его творчества - высшей точки развития портретного искусства XVIII века. Ученики Левицкого. В.Л. Боровиковский. Истоки его творчества, ранний период, переезд в Петербурге. Новый образ человека в его портретах. Выражение идеалов сентиментализма - простота и интимность как характерные особенности его творчества. Образ Екатерины II у Левицкого и Боровиковского. Природа русского сентиментализма. Колорит и композиция портретов. Классицистические черты позднего Боровиковского. Его репрезентативные портреты. С. Щукин и круг портретистов 1790-х гг. Иностранные живописцы в России - де Велли, Лагрене - ст., Лепренс, Лампи, Фонтебассо, Рослин, Вуаль, Виже-Лебрен. Появление пейзажа как самостоятельного жанра во второй половине XVIII века. С. Щедрин, Ф. Алексеев.