Народные росписи

История искусства
Египет, Индия и Китай
Доисторическая эпоха
Буддизм
Ассирия
ЭЛЛАДА
Коринфский стиль
Рим
Хлеба и зрелищ
этрусский дом
ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ЭПОХА
Борьба язычества с христианством
римские катакомбы
САСАНИДЫ
Магометанство
Появление арабов в Европе
История искусства государства
Российского

Дальнейшее развитие христианства
в Европе

Византийская архитектура
Новгорода и Пскова
Покровский собор в Филях
четыре вида древней иконописи
Иконоборство
Эпоха петровских преобразований
История искусства западной Европы
периода Возрождения
Романский стиль. — Готика
Церковь Парижской Богоматери
ИТАЛИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Жизнь Италии в эпоху Возрождения
Ломбардское направление живопис
НИДЕРЛАНДЫ
Леонардо да Винчи
Общее состояние искусств в Европе.
Народные росписи
Уральский расписной туесок
Нижнетагильские туеса
А.Н.Голубева «Тагильский букет»
 

Уральский расписной туесок. 

«Широко распространенным видом народного творчества Урала является декоративная роспись: расписная утварь, расписной крестьянский дом. Бурный расцвет ее пришелся на середину и вторую половину XIX века. Уральские росписи очень разнообразны. Это объясняется сложностью этнического состава населения. В XVI-XVII веках Урал был тесно связан с Русским Севером». [13; 26] Оттуда шли люди на поселение, оттуда везли разные товары и припасы. Это были выходцы из северных и поморских городов – Вологды, Тотьмы, Каргополя, Сольвычегодска, Холмогор. Таким образом, была заложена основа культуры уральского крестьянства, близкая культуре русского Севера, Поморья. В конце XVIII века свой вклад внесли переселенцы с Украины, Поволжья, Вятского края. «Декоративная роспись, занесенная… из разных районов европейской части России, получила здесь дальнейшее развитие. Приносимые художественные традиции претерпевали значительные изменения, приобретая свои особенности и в колорите, и в композициях, и ритмическом строе, и трактовке мотивов». [5; 53]

Исторические предпосылки возникновения нижнетагильского промысла.

«В XVIII веке в жизни Урала произошли события, коренным образом изменившие его судьбу. Огромное металлургическое производство, развернувшееся здесь, определило дальнейшее развитие края… Деревообрабатывающие промыслы так же, как и металлообрабатывающие, стали той основой, на которой развивалась уральская декоративная роспись» [13; 26].

Дмитриев А. в своей статье «Тагильские бураки» отмечает, что темпы прироста населения опережали производительность труда. Сказывались последствия технического прогресса, постепенно вытеснявшего ручной труд. С отменой крепостного права стало невыгодно использовать лишние рабочие руки. Все эти причины и стимулировали развитие промыслов. Появился источник для заработка для десятков тысяч людей, освободившихся от каторжной работы, но оставшихся без средств к существованию. [6; 61]

«Широко по белу свету разнеслась слава об умельцах-ремесленниках тагильских заводов. Одними из первых они освоили практичную медную, а затем железную посуду, научились делать несравненные лакированные подносы с нарядной цветочной росписью». [6; 61] Процветало сундучное ремесло.

Но не всем по душе была работа с металлом. На древесном угле более двух столетий выплавляли металл. Десятки заводов опустошали лесные массивы. Вырубки заполняла вездесущая береза. Медная и железная посуда неудержимо дорожала. Фарфоровые сервизы мало кому были доступны. Керамику везли на Урал неохотно из-за дешевизны и хрупкости. Пришла на выручку человеческая изобретательность. Березовая кора обрела под руками умельцев новую жизнь. «В избах мастеровых и крестьян не выводились туеса (по-местному – бураки), набирушки под ягоды и отборные, с пятачок, груздочки, шкатулки для незатейливых украшений на радость модницам-простолюдинкам. В емкостях легких да при том способных предохранять содержимое от воздействия тепла и солнечных лучей хранили молоко, квас, соленья, а в сенокос и жатву – студеную ключевую воду». [6; 62]

Основу бураков составляли внешняя обшивка и сколотень. Первая добывалась просто: на коре дерева делали продольные и поперечные надрезы и снимали пласт бересты. А над сколотнем приходилось потрудится. Предварительно ствол распиливали на чурбаки нужной длины. После этого при помощи специального инструмента – сочилки (плоский металлический штырь длиной 40-50 см и шириной 5-6 мм) отделяли слой коры (бересту с камбием) от древесины, после чего древесину вышибали из сколотня при помощи ручки топора. Пласты бересты складывали в стопки, прижимали чем-нибудь тяжёлым. Сколотни вставляли один в другой и хранили где-нибудь под навесом до поздней осени. «Изготовление бураков не представляло особой сложности, но требовало сноровки и опыта. К сколотню подбирали подходящую по размеру «одежку». Из кедровых (реже сосновых) дощечек выпиливали донце и крышку, размеченные с помощью циркуля. Чтобы высохшей и загрубевшей за лето бересте придать эластичность, ее ненадолго погружали в горячую воду и сразу же собирали полуфабрикаты. Края более длинного сколотня загибали вокруг обшивки, куда для прочности вкладывали берестяной поясок. В зависимости от назначения берестяную посуду делали вместимостью от четверти литра до полутора-двух ведер. Наибольшим спросом пользовались бураки емкостью в два-три литра». [6; 62]

Первые русские поселенцы на Урале относились к ремесленным изделиям чисто утилитарно, не заботясь об их внешнем оформлении. Но натуры предприимчивые прокладывали себе путь к достатку. Расслоение горнозаводского населения вынудило кустарей приноравливаться к потребностям разных социальных групп. Непросто было привлечь внимание состоятельной клиентуры, знавших толк в красоте. На примитивной выделки бураки они даже не смотрели. Ключ к разборчивым покупателям был все-таки найден. Находчивые мастера перенесли на бересту приемы знаменитой лаковой росписи и чеканки металла. «Промысел по росписи предметов из бересты существовал рядом с промыслом по росписи металлических изделий, иногда совмещаясь в одной мастерской или даже в лице одного мастера». [3; 87]

«Родоначальником лакового дела на Урале называют крепостного человека А.С. Худоярова, изобретшего «хрустальный» лак, который «на железе, меди и дереве ни мало не трескается». Лаковое искусство на уральских подносах развивалось в двух направлениях: картинная живопись, близкая станковой живописи того времени (конец XVIII – первая четверть XIX в.) (темами изображений являлись исторические сюжеты, аллегории, романтические ландшафты), и цветочная роспись, родственная сибирской и уральской росписи на сундуках, берестяных туесах, дугах, прялках и других предметах. Особого развития этот второй вид уральской росписи достиг в середине XIX в…. …Подносы-картины покупали преимущественно мелкопоместные дворяне. Цветочные «расхожие» подносы уральской работы пользовались широким спросом у купечества и городского мещанства… Образный строй цветов на уральских изделиях был несколько условен и сказочен. Повышенная декоративность уральской росписи во многом определялась яркими цветными фонами. Изобразительные приемы уральской росписи характеризуются известной плоскостностью и графичностью в трактовке цветов, листьев и травок усиков и контрастностью цветовых сочетаний: красных, синих, зеленых, черных». [14; 126] Сюжеты, композиционный строй, «письмо в полкисти» цветочной росписи перекочевали на расписные бураки.

 «В XVII и XVIII веках белые бураки украшали тиснением при помощи металлических чеканов. В начале XIX века тиснения стали расписывать. В конце XIX и в начале веков от тиснения отказались  и только расписывали». [4; 53] «Во второй половине XIX – начале XX века в Нижнем Тагиле выпускалось несколько сортов бураков – простые с тиснением, крашеные и «лакированные», то есть шпаклеванные с гравюрами или переводными картинками».  [4; 85] «К концу XIX века устойчивый в течение десятилетий спрос на тесненную берестяную посуду упал. Тогда в художественной обработке бураков возобладала роспись… Расписывали бураки женщины. В семейном промысле это искусство, как и всякое другое, передавалось по наследству. Владельцы мастерских нанимали обученных профессиональных «писарих»». [6; 63]

В нижнетагильском бурачном промысле различают «городскую» (собственно Нижний Тагил) и «сельскую» (Нижняя Салда, Прокопьевская Салда) традиции росписи.

«Исторически, с учетом возможностей изготовителей и запросов покупателей, сложились две разновидности прикладной живописи: городская и деревенская. Первой, в известной мере утонченной, с мягким колоритом в совершенстве овладели тагильчане. Вторая, яркая, фольклорная – привилась на периферии – в Нижнесальдинском заводе и окрестных селах, где несколько иной была культурная среда, слабее материальная обеспеченность кустарей, незнакомых с эталонной техникой росписи по металлу». [6; 63]

Изделия Нижнего Тагила отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. «В 1837 году тагильские крашеные бураки впервые демонстрировались на Пермской губернской выставке. В 1887 году в Нижнем Тагиле 11 специализированных мастерских красили до 21 тысячи бураков». [3; 64] Исследователь промысла В.А. Барадулин отмечает, что выпускались лакированные бураки. Они были особенно популярны среди мещан. Такие бураки делились на два вида: «полушпаклевка» и «шпаклевка». Если бурак перед окраской фона немного шпаклевали составом из мела и столярного клея, чтобы было не видно соединительного шва, он назывался «полушпаклевка». При «шпаклевке» грунтовку выглаживали до идеально ровной поверхности. Декорировались такие бураки росписью под малахит, бронзу и черепашку, либо украшались картинками из журналов. (Рис.7) После декорирования бураки покрывали лаком. «Изготовление лакированных берестяных изделий продолжалось сравнительно недолго, что объяснялось их высокой ценой, прихотливостью моды, но главным образом, утратой тагильчанами секрета приготовления «хрустального» лака». [6; 63]

Роспись туесков во многом была сходна со знаменитой тагильской росписью металлических подносов. (Рис.1) «В цветочной росписи самой распространенной была композиция «букет», известная в разных вариантах в русском прикладном искусстве XVIII-XIX веков и органично вошедшая в горнозаводскую роспись. Особенностью этой композиции было равномерное расположение элементов во все стороны от зрительного центра и сохранение вертикальной ориентации. Это очень сближало ее с традиционным мотивом народного искусства – древом жизни. Такая композиция объяснялась тем, что два пояска – вверху, по горловине, и внизу, у основания бурака, - останавливают движение по вертикали. Горизонтальное же ограничивается видимой частью плоскости. Таким образом, для росписи свободным остается площадь, близкая по пропорциям к квадрату. Самая подходящая для нее композиция – это букет. В центре такого букета ставят цветочную группу. От нее в стороны расходятся веточки с бутонами или ягодками и остроконечные листья». (Рис.3) [3; 85]

Как отмечает исследователь промысла В.А. Барадулин, в качестве фона на ранних этапах преобладали контрастные тона: синий, зеленый, оранжево-красный, а впоследствии – приглушенные: охристый, голубой, розовый. Интуитивно мастера находят точные цветовые сочетания фона и росписи. В композиции и в колорите найдена удивительная гармония. Цветы довольно крупные. Отсюда их местное название – «шапы» или «шапки». Треугольник, который они составляют, расширяется до круга тремя мелкими цветами – «вертушками» - со спиральными лепестками. Краски накладываются последовательно, слой за слоем. «При распределении главных композиционных пятен краской основного цвета, - пишет В.А.Барадулин, - пальцами наносили подмалевок. Затем брали кисть, формировали лепестки цветов, оттеняли белым «вертушки», уверенными движениями наносили оживки на листья, писали травку. Благодаря небольшому числу неразбавленных тонов цвета достигали предельной напряженности… Так как смешение красок при росписи происходило не на палитре, а непосредственно на мотивах (на не просохший еще подмалевок наносили моделирующие мазки), то получались мягкие переходы от одного цвета к другому». [3; 86]

В начале XX века, как уже отмечалось выше, меняется тональность тагильской бурачной росписи. Снижается яркость общего цветового решения. Одновременно уменьшаются цветочные формы и размер букета в целом. В некоторых росписях цветочные мотивы стали более натуралистическими. Это объясняется тем, что мастера стали работать кистями, тогда как раньше часть работы выполнялась пальцами.

Примеры таких разновидностей росписи можно наблюдать на бураках, хранящихся в Нижнетагильском, Кунгурском краеведческих музеях. [3; 88]

История искусства