Народные росписи

История искусства
Египет, Индия и Китай
Доисторическая эпоха
Буддизм
Ассирия
ЭЛЛАДА
Коринфский стиль
Рим
Хлеба и зрелищ
этрусский дом
ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ЭПОХА
Борьба язычества с христианством
римские катакомбы
САСАНИДЫ
Магометанство
Появление арабов в Европе
История искусства государства
Российского

Дальнейшее развитие христианства
в Европе

Византийская архитектура
Новгорода и Пскова
Покровский собор в Филях
четыре вида древней иконописи
Иконоборство
Эпоха петровских преобразований
История искусства западной Европы
периода Возрождения
Романский стиль. — Готика
Церковь Парижской Богоматери
ИТАЛИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Жизнь Италии в эпоху Возрождения
Ломбардское направление живопис
НИДЕРЛАНДЫ
Леонардо да Винчи
Общее состояние искусств в Европе.
Народные росписи
Уральский расписной туесок
Нижнетагильские туеса
А.Н.Голубева «Тагильский букет»
 

У каждого народа сложились самобытные традиции в изготовлении и декорировании самых обыденных, бытовых изделий. Однако в них много общего и важно изучить процесс взаимопроникновения и взаимообогащения этих художественных явлений. Универсальный крестьянский сосуд из бересты – туесок - был вытеснен из жизни современного человека стеклянной, фарфоровой, эмалированной посудой. «Но именно теперь особенно сильно чувствуются высокие художественные качества этого сосуда, красота его пропорций, умелый подбор материала по цвету и фактуре. Современный человек особенно ценит его рукотворное изящество и неповторимость. Все это делает незамысловатую посудину не просто изделием кустарного ремесла, а произведением традиционного народного искусства, в котором воплотилось представление многих поколений мастеров о красоте и целесообразности. В нем воплотился их опыт практической работы, преображающей и одухотворяющей простой природный материал».  [2; 6]

В современном российском обществе всё больше проявляется интерес к традиционной культуре, традиционным народным ремёслам. Поэтому данная работа будет интересна всем тем, кто заинтересуется народными росписями на туесах. Она поможет также в проведении мастер-классов, в учебных программах студий, кружков сельских клубов и домов культуры, а также на уроках в детских школах искусств, училищах, колледжах и университетах. Один из основоположников российской науки о народном искусстве В.С.Воронов подчеркивал, что высокое совершенство крестьянского искусства заключает в себе глубокие первоосновы здорового художественного труда и что в нем неувядаемо сохраняются корни для дальнейшего развития и расцвета русского искусства. [2; 4]

 

Рис. 1 А.Н.Голубева «Тагильский букет». Роспись овального подноса. 1982.

 Сталь,масло, золотая паста, лак. 30.5×40.5

  Москва, Музей народного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 «Букет» Роспись тисненого бурака. Конец XIX в.

 Береста, масло, лак. 25×17

 Чердынь, краеведческий музей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 «Уральский букет с тремя тагильскими розами»

  Роспись «крестьянского» бурака. Середина XIX в.

 Береста, дерево, масло. 29×22

 Нижний Тагил, историко-революционный музей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 «Уральский букет с белыми цветами»

  Роспись нижнесалдинского бурака. 1920-е гг.

 Береста, масло.

 Москва, музей народного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5 Домовая роспись. Нижнесиняченский музей-заповедник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6 Прялка. Конец XIX в.

 Нижнесинячинский музей-заповедник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7 Бурак с переводными картинками. Конец XIX – начало XX вв.

 Береста, дерево, масло. 12×7,5. Частная коллекция.

 

История искусства