МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Приступая к контрольной работе, в которой выполняются в основном расчеты деталей и конструкций на прочность, прежде всего, необходимо повторить из раздела «Статика» методику определения реакций связей стержневых конструкций и балок. Затем, изучив соответствующий учебный материал, следует получить четкое представление о методе сечений для определения внутренних силовых факторов, о видах нагружения бруса, напряжениях, условии прочности и видах расчетов на прочность. В противном случае успешное решение задач контрольной работы невозможно.

Пример Проверить прочность колонны, выполненной из двутавровых профилей заданного размера. Для материала колонны (сталь СтЗ) принять допускаемые напряжения при растяжении [σр] =160 МПа и при сжатии [σс] =120 МПа. В случае перегрузки, или значительной недогрузки подобрать новые размеры двутавров, обеспечивающие оптимальную прочность колонны.

Для стержня СД, удерживающего в равновесии жесткую балку АВ и выполненного из равнополочного уголка, подобрать размеры сечения и определить удлинение (укорочение) стержня.

Для заданной консольной балки подобрать размеры сечения в двух вариантах: а) двутавр; б) прямоугольник с заданным отношением h/b = 1,5 высоты и ширины. Сравнить массы балок по обоим расчетным вариантам. Для материала балки (сталь СтЗ) принять допускаемое напряжение при изгибе [σ] = 160 МПа.

Вал вращается в подшипниках с угловой скоростью ω = 9,4 рад/с и передает с первого зубчатого колеса на второе мощность Р = 40 кВт. На зубья колес действуют окружные силы F, направленные касательно к расчетным окружностям, диаметры которых соответственно d1 = 0,49 и d2 = 0,13 м. Определить диаметр вала, считая его постоянным по всей длине.

Учебной дисциплиной "Техническая механика" предусматривается изучение общих законов движения и равновесия материальных тел, основ расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость, а также деталей машин и меха-низмов. Дисциплина состоит из разделов: "Теоретическая механика" и "Сопротивле-ние материалов".
По данной дисциплине предусматривается выполнение одной домашней кон-трольной работы, охватывающей все разделы учебной программы.
Материал, выносимый на установочные и обзорные занятия, а также перечень выполняемых лабораторных работ и практических занятий определяются учебным заведением исходя из профиля подготовки выпускника, контингента студентов (рабо-тающих и не работающих по избранной специальности) и соответствующих учебных планов.
На установочных занятиях студентов знакомят с программой дисциплины, ме-тодикой работы над материалом и выполнения домашней контрольной работы.
Варианты контрольной работы составлены применительно к действующей ра-бочей программе по дисциплине. Выполнение домашней контрольной работы опре-деляет степень усвоения студентами изучаемого материала и умение применять по-лученные знания при решении практических задач.
Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения те-мам программы. Проведение лабораторных работ и практических занятий предусмат-ривает своей целью закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений по программе учебной дисциплины.
Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в методических указаниях:
- ознакомление с примерным тематическим планом и методическими указа-ниями по темам;
- изучение программного материала по рекомендуемой литературе;
- составление ответов на вопросы самоконтроля, приведенные после каждой темы.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- иметь представление об общих законах движения и равновесия материальных тел; о видах деформаций и основных расчетах на прочность, жесткость и устойчи-вость;
- знать основные понятия, законы и методы механики деформируемого твердо-го тела.
При изложении материала необходимо соблюдать единство терминологии, обозначений, единиц измерения в соответствии с действующими ГОСТами.

1 Рабочая программа учебной дисциплины
1.1 Паспорт рабочей программы
1.1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочим профессиям: долбежник, заточник, монтажник, разметчик, сверловщик, слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник, строгальщик, стропальщик, токарь, фрезеровщик, шлифовщик.
1.1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессио-нальной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц;
- читать кинематические схемы;
- определять напряжения в конструкционных элементах.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы технической механики;
- виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;
- методику расчета элементов конструкции на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;
- основы расчетов механических передач и простейших сборочных еди-ниц общего назначения.
1.1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 215 часов, в том чис-ле:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 145 часов;
самостоятельной работы обучающегося 70 часов.