Требования к жесткости деталей машин определяются:
Условиями прочности деталей (в случае опасности неустойчивого равновесия
или при ударных нагрузках). Устойчивость – критерий, определяющий размер:
Длинных и тонких деталей, работающих на сжатие.
Тонких пластин, подверженных сжатию в плоскости пластин.
Оболочек, подверженных внешнему давлению.
Полок тонкостенных волов.
Условиями работоспособности деталей совместно с сопряженными деталями.
Технологическими условиями.
Для машин массового производства диаметр валов определяется технологическими
условиями.
Условиями удовлетворительной работы машины в целом.
Относится к машинам-орудиям. Толщина деталей должна быть идеальной
– критерий размеров.
Жесткость деталей машин определяется собственной жесткостью и контактной.
Контактная жесткость – деформация в зоне контакта.
Контакт может быть в условиях:
Начального касания точки или по линии (сжатие шаров или цилиндров);
Повышения номинальной площади касания.
В обоих случаях деформация происходит с малой фактической площадью
касания.

Фактическая площадь касания составляет ничтожную часть от номинальной
площади касания.
Контактные деформации в этих случаях определяются с помощью экспериментальных
установочных коэффициентов контактной подачи.
Износ – процесс постепенного изменения размеров деталей в результате
трения.
Износ ограничивает долговечность деталей по следующим критериям:
По потерям точности (приборы, измерительный инструмент, прецизионные
станки – очень точные)
По снижению КПД, увеличению утечек (цилиндр и поршень двигателя внутреннего
сгорания)
По уменьшению прочности из-за снижения сечений, изменения состояния
поверхности, неравномерного износа опор (вагоны, червячные колеса)
По увеличению шума (передача транспортных машин)
По полному истиранию (деталь не пригодна к работе).
Виды изнашивания в машинах делят на 3 группы:
Механическое (абразивные) – из-за царапания деталей друг другом;
Молекулярно-механическое (при схватывании или заедании) – для всех
червячных, зубчатых передач и др.;
Коррозионно-механическое (продукты коррозии стираются механическим
путем).
Интенсивность изнашивания, а следовательно, и срок службы детали зависят
от давления, скорости скольжения, коэффициента трения и износостойкости
материала.
При сравнительном анализе конструкции для оценки долговечности по
износу, а также для распространения результатов эксперимента и опыта
эксплуатации на др. условия, принимают расчет в сравнительной форме:
, где Р – давление,
S – путь трения, m = 1…3.
Для уменьшения изнашивания широко используют смазку трущихся поверхностей
и защиту от загрязнения, применяют антифрикционные материалы, специальные
виды ХТО поверхностей и т.д. Изнашивание выводит из строя большое число
деталей машин. Оно значительно увеличивает стоимость эксплуатации, вызывая
необходимость проведения периодических ремонтных работ. Износостойкость
деталей машин существенно уменьшается при наличии коррозии.